|
|
МИЛОСЕРДИЕ10 мая 2025 в 23:39 ![]() ХАДЖИМУРАТ КОЖАНАЗАРОВ В совсем ещё недавнем прошлом, в истории казахов был период, когда наряду с ратными подвигами в войне с немецким фашизмом, совершался не менее, а может быть и даже более великий подвиг - подвиг высшего нравственного порядка, подвиг человеческого сострадания, милосердия и гуманизма… На самой кровопролитной и жестокой войне 20-го века, казахские воины яростно сражались с армией врага, беспощадно и безжалостно уничтожая их на поле боя. Даже погибая в бою они неистово желали только одного, чтобы, как можно больше врагов захватить с собой на тот свет. Такова суровая логика войны - убивать и быть убитыми! Война, это одно из самых страшных и уродливых явлений, с которой время от времени, на протяжении многих веков вновь и вновь сталкивается человечество. Какая бы не была война, локальная или мировая и вне зависимости от того является ли она гражданской, носит ли религиозный или межнациональный характер, тем не менее, единым и неотъемлемым признаком её было и будет чудовищное насилие одних вооружённых людей над другими, как факт смертоносного столкновения интересов противоборствующих сторон. Война – это жестокая проза фронтовых будней. Это кровь, грязь и лютая ненависть. Следствием любой войны является смерть, ранения, истощение нервной системы, психические расстройства, потери живой силы, разруха, голод, нищета. Сутью всякой войны является, нанесение как можно большего урона живой силе противника, парализовать волю их командиров, посеять страх и ужас в сердцах вражеских солдат. Воюющие стороны стремятся как можно больше причинить непоправимого ущерба экономике противника, его инфраструктуре и коммуникациям вызывая тревогу, волнение, беспокойство и панику у гражданского населения. Это законы войны… Война всё переворачивает с ног на голову. Это абсолютная противоположность миролюбию. Допустим, то, что преследуется законами государства и порицается общественным мнением в мирное время, во время войны с точностью до наоборот считается вполне допустимым. Например, желание убивать или наносить увечья сопернику, желание мстить врагу, причиняя ему боль и страдания, желание разрушать и уничтожать всё враждебное и вражеское, желание питать ненависть к неприятелю, проявлять к нему грубость, оскорблять его человеческие достоинства и унижать его честь, считается нормой военного времени. За такие действия солдат и офицеров всячески поощряли боевыми наградами, присвоением внеочередных воинских званий и повышением их в должности. Но, чтобы вызванные войной человеческие страсти не стали причиной бессмысленных убийств, пыток, мучений и неоправданной жестокости, были приняты международным сообществом меры их недопущения. Военные столкновения армий противоборствующих сторон должны регулироваться нормами неких общепринятых международных соглашений о правилах ведения войны, типа международных договоров и протоколов в виде различных конвенций. Но это уже тема отдельного разговора… Так вот, с одной стороны, в мрачные и трагические времена второй мировой войны часть казахской нации с оружием в руках участвует в кровопролитных битвах с фашизмом на фронтах советской армии. Они бесстрашно и самоотверженно крушат врагов, терпят лишения, несут чудовищные потери и героически погибают во имя того, чтобы жили их родные и близкие, во имя того, чтобы свободными и независимыми выросли их потомки. Наши деды и прадеды знали за что они страдают, проливают свою кровь и жертвуют своими жизнями. В их ратных делах и поступках не было ни пафоса, ни бравады. Они хотели очень малого, всего лишь, чтобы не позволить фашизму поработить свой народ, защитить честь и достоинство своих родителей, уберечь от насилия и бесчинства своих жён, сестёр и дочерей, чтобы не допустить позора рабской жизни для своих сыновей, и чтобы не дать врагам возможность осквернять могилы своих предков… А с другой стороны, параллельно с войной, убийствами миллионов людей, разрухой и ненавистью - развивались не менее драматичные события в самом Казахстане, где казахи миллионы человеческих жизней спасают от неминуемой смерти. Этот, по истине благородный жест бескорыстной помощи и сострадательной любви к обречённым на верную смерть людям оказали простые и скромные казахи, которые ещё сами не до конца оправились после пережитого голодомора, конфискаций, коллективизации и последствий жесточайших репрессий. Как покажет потом время, проявление сострадания и простой человечности, своевременное и действенное соучастие казахов в судьбах, обездоленных спецпереселенцев станет причиной спасения миллионов несчастных людей. Это была другая часть казахского народа, представленная в тылу войны оставшимися дома стариками, женщинами, калеками и малолетними детьми. Несмотря на трудности и опасности непростого времени, вопреки воле советской администрации и людей из НКВД казахский народ тем не менее, смог найти в своём сердце сострадание, тепло и душевную щедрость, чтобы предоставить приют порядка двум миллионам человек, которые были насильственно депортированы в Казахстан. Представители советской власти всячески пытались вызвать неприязнь к спецпереселенцам, которых тысячами эшелонов свозили в бескрайние степи многострадального Казахстана. И с этой иезуитской целью заранее, ещё до прибытия ссыльных к предписанному месту поселения, характеризовали их для местного населения, как особо опасных людей, являющихся потенциальными пособниками немецкого фашизма и японского милитаризма. Мало того, например, пытаясь вызвать у казахов суеверный ужас и отчуждение к представителям репрессированных народов из Кавказа, намеренно распространялись о них недостоверные слухи и вымыслы о том, что якобы они кровожадные каннибалы, похищающие маленьких детей, пьющие их кровь и питающиеся их мясом. К тому же, накануне прибытия эшелонов с репрессированными, среди простодушных казахов намеренно распространялись слухи, что отправленные в ссылку горцы из Кавказа все без исключения проходимцы и воры, имеют склонность к бандитизму, разбоям и насилию. Представители властей пытались вызвать у населения подозрительность и недоверие к ранее незнакомым народам, сформировать у казахов чувство неприязни и отчуждения. Очевидно, что было намерение через сотрудников НКВД и другие административные ресурсы советской власти, навязать местным казахам отрицательный образ о кавказцах, чтобы максимально затруднить возможные человеческие контакты. Спецслужбы вероятно преследовали определённые цели для того, чтобы создать трудно преодолимый социальный барьер, для доброжелательного общения местного населения с представителями сосланных на территорию Казахстана народов. Скорее всего имелись секретные директивы и циркуляры, которые предписывали органам репрессий проводить определённую работу в этом направлении среди местного населения, проживающих в основной массе в сельской глубинке. После такой работы, казахи, по всей видимости, должны были бы добровольно дистанцироваться и всячески избегать любых контактов с прибывающими к ним в степь потоками чужих людей, из незнакомых и малоизвестных им регионов СССР. Таким образом, специально использовались сотрудниками НКВД изощрённые методы воздействия на сознание жителей Казахстана, через распространение среди гражданского населения лживых слухов, недостоверной и вымышленной информации о пребывающих под усиленной охраной НКВД в казахские степи тысячи и тысячи представителей репрессированных народов со всех уголков Советского союза. Создавался отрицательный образ о прибывающих в степи Казахстана спецпереселенцах, который должен был именно в таком качестве закрепиться в сознании местных жителей, вызывая у них устойчивую негативную реакцию на представителей репрессированных народов. Эти люди должны были просто своим присутствием в обозримом пространстве раздражать и пугать местное население, заставляя их испытывать постоянный страх за сохранность своего имущества, беспокоиться за собственную жизнь, переживать за безопасность своих близких и родных. Видимо, таким образом сочли необходимым и оправданным через распространяемую ложь манипулировать поведением казахов, чтобы максимально исключить проявление к спецпереселенцам простого человеческого сострадания, жалости и сочувствия. Без поддержки казахов, значительная часть депортированных в нашу страну людей, должна была «естественным» образом погибнуть, так как отсутствовали элементарные жилищные условия для их проживания и не было предусмотрено средств, чтобы можно было бы обеспечить самый минимум для удовлетворения их естественных потребностей в отдыхе и еде. Без добровольной поддержки казахов с близлежащих населённых пунктов, люди, которых безжалостно выгрузили в лютый мороз среди голой и заснеженной степи, были бы однозначно обречены на мучительную смерть от отчаяния, холода, голода и болезней… Наши благородные и великодушные предки проявили лучшие качества человеческого милосердия и сострадания к ссыльным переселенцам, которых советская власть поголовно заклеймила, как неблагонадёжных, враждебно настроенных в своей массе народами и национальностями, представляющих собой потенциальную угрозу и опасность для существования большевистской диктатуры. Огромная масса людей превратились в изгоев советского государства. В одночасье сотни тысяч человек в разных частях Советского союза лишились права проживания на землях своих отцов. Они были насильно согнаны с родных мест. Силой штыка советского солдата их принудили покинуть родную землю, землю где жили и творили многие поколения их родителей, землю где покоятся прахи их праотцов. К тысячам и тысячам семей, в которых, не подозревая ни о чём, проживали нуждающиеся в уходе и заботе своих близких пожилые люди, в которых рождались и росли дети, где любили друг друга и строили планы на будущее семейные пары, вдруг пришли вооружённые до зубов красноармейцы, которые объявили им от имени советской власти, что все они без исключения являются потенциальными предателями советской родины и пособниками фашизма. На основании таких обвинений, эти люди были приговорены к высылке с исторических мест их проживания. Им были даны считанные часы на сборы. Они были загружены как скот в товарные вагоны, которые не были приспособлены для транспортировки людей и лишены элементарных условий для поездки даже на короткие расстояния, а им предстояло ехать налегке до далёкого Казахстана нескончаемые тысячи километров… Наши бескорыстные и щедрые душой предки делились последним куском хлеба и предоставили свой небогатый кров голодным, измождённым, больным, напуганным и отчаявшимся людям, волею судьбы и по решению советской власти оказавшимися в самое неподходящее время года, в бескрайних и суровых землях казахов. Это уже история, и кому это дорого, всё это помнят с благодарностью и до сих пор хранят добрую память. Но, это поступки наших предков, их подвиг проявления гуманности и героизм человеколюбия. А что делаем мы, их потомки? Как храним их заветы? Как живём, что чувствуем, как поступаем по жизни, как реагируем на разные, порой непростые, неординарные и неоднозначные ситуации? Конечно же, сегодня уже нет власти большевиков, утратила своё могущество и канула в историю, совсем ещё недавно наводившая на весь цивилизованный мир ужас - партия коммунистов. Нет тех трагических проблем, которые они породили и с которыми столкнулись, и выживали миллионы граждан Советского Союза, проблем, которые стали причиной унижения, боли, страданий и трудновосполнимых потерь человеческих ресурсов… Значительная часть тех народов, которые были высланы в Казахстан, давно уже вернулись на свои исторические земли, а кто-то и на свою историческую родину. Но какая-то их часть, в силу различных обстоятельств, всё же осталась жить с казахами. Все оставшиеся естественным образом были и остаются по сей день полноправными и полноценными гражданами нашей страны, наравне со всеми жителями получив неограниченный доступ к обладанию всеми благами, правами и обязанностями, которыми располагает наша страна. Казахстан давно является многонациональным государством. Как в советский период своей истории, так и в годы независимости, страна была и продолжает оставаться приверженцем межнационального равенства, а мы, как казахи, продолжаем демонстрировать миру свой добрый нрав, миролюбивость, веротерпимость, толерантность, дружелюбие и национальное гостеприимство. Мы этим гордимся и дорожим. Эти ценности являются достоянием казахской нации, его культуры и содержанием национального менталитета. Это поистине добротный код нации. Но… Но, мы живём в очень противоречивое и достаточно сложное время, время перемен и потрясений, время столкновений цивилизаций, время всеобщего недоверия и подозрительности, время конфронтации и конфликтов, время лицемерия и лжи, время непомерно растущего эгоизма и гордыни, время ссор и обид, время раздоров и вражды. Тлетворная энергия мировых процессов влияют на сознание масс. Несправедливость, вероломство и применение двойных стандартов в межгосударственных отношениях начинают переноситься в поведенческие отношения людей, создавая очаги напряжения, гипертрофируя ценности и искажая реальность. К сожалению, в сознании нации всё прочнее укоренятся дух примитивного потребительства, который безжалостно размывает и обесценивает национальные особенности казахов, которые своим неповторимым колоритом выделяли их в большой мозаике народов. Если бы покинувшие этот бренный мир наши деды и прадеды, хотя бы краешком глаза понаблюдали за поступками своих отпрысков и послушали бы их речи, то их скорее всего охватил бы ужас от увиденного и услышанного. Перед их взором предстал бы мир, покрытый мраком невежества, наполненный ничтожными и никчёмными ценностями, которым стали поклонятся и к которым стремятся их несчастные и заблудшие потомки. Они своими глазами увидели бы погрязшее в гордыне, корысти, лжи и мздоимстве новое племя казахов, которое забыв священные заветы предков, поддавшись искушениям и соблазнам современной цивилизации, всё больше и больше превращаются в безвольных рабов человеческих страстей. Царящий десятилетиями дух потребительства превращает нас в жалких паразитов с непомерно раздутыми амбициями. Иллюзорная философия жизни о достижении любой ценой комфорта и материального достатка, развивают в нас чувство высокомерия и чванливости, которые превращают нас в алчных и эгоистичных трусов. Так некоторые потомки бесстрашных волков стали вырождаться в коварных гиен и подлых шакалов, кто-то позорно уподобился хитрому и пронырливому лису, а кто-то выродился в трусливого зайца, а кто-то и вовсе превратился в ядовитого скорпиона и даже в навозного жука… Казах, как никто другой знал, что такое голодная смерть. Казахскому народу пришлось пережить в советский период два чудовищных голодомора. По разным оценкам историков, кочевые казахи потеряли из-за экономических реформ и политики большевиков от 30 до 70 процентов своего населения. Особенно масштабным был голод, свирепствовавший в Казахстане с 1929 по 1932 годы. В результате насильственного изменения советской властью традиционного уклада жизни казахского народа, который многие сотни лет вёл кочевой образ жизни, в конце концов обернулся для казахской нации невиданным за всю историю его существования голодом. Самый большой мор наблюдался среди казахов, которые исторически кочевали по центральным и северным областям Казахстана. В отличии от своих сородичей, которые расселялись и кочевали на южных и западных частях казахских степей, северяне в своём абсолютном большинстве не имели ни малейшего представления как возделывать землю и что такое рыбный промысел. Поэтому, в отличии от южных и западных казахов, которые хоть как-то комбинировали земледелие и рыболовство с кочевым скотоводством, среди казахов центральной и северной части Казахстана, которым был свойственен кочевой уклад жизни, смертность от голода достигала 9 из 10. То есть, из десяти человек девять умерли от голода! По всей видимости голод в Казахстане не был, как это утверждалось в советских партийных документах и исторической литературе, досадной ошибкой, допущенными просчётами и перегибами на местах, во времена проведения так называемой «коллективизации». Слишком уж много в этих вопросах моментов, которые требуют основательного изучения, объективности и достоверности… Как это принято называть в научных кругах, когда речь заходит о закрытых, неизвестных, засекреченных или покрытых завесой тайны исторических вещах, особенно, когда разговоры заходят о таких чудовищных событиях, истории пережитого казахами голодомора, речь идёт о, мягко говоря, белых пятнах истории. Появляющиеся в последнее время в информационном пространстве материалы, совершенно не вписываются в общепринятую концепцию о голоде в Казахстане, которая поразила нацию в конце двадцатых и начале тридцатых годов двадцатого века, уничтожив миллионы человек. Скорее всего советские партийные архивы, многие из которых до сих пор хранятся в России под грифом «Совершенно секретно», содержат в себе ужасную правду о том, что было истинной причиной вызвавший невиданный в мире голод, унёсший такое количество жизней. Голод, который за ничтожно маленький период времени практически уничтожил на тот момент, самую большую после русских нацию, которая во все времена обитала на довольно-таки обширных территориях по соседству с Россией. У казахов во времена ссылки на их обширные земли миллионов голодных, холодных, раздетых и разутых стариков, женщин и детей, которых власть подозревала в склонности к предательству и в других грехах, ещё были живы в памяти воспоминания, о постигших их самих временах голодомора. Они помнили, как по вине советов, ещё совсем недавно они сами пухли от голода и их сердца разрывались от горя, что у них на глазах каждый день от истощения, холода и болезней умирают их дети, родные и близкие. Они помнили, эти воистину чёрные дни, когда ещё оставшиеся в живых, были настолько обессилены, что не могли просто по-человечески похоронить своих родителей, братьев и детей, на это просто не было физических сил… Трупами умерших от голода была усеяна вся степь. Горы трупов тянулись многие километры вдоль степных дорог. А возле крупных населённых пунктов и городов большевиками были организованы засады из хорошо вооружённых отрядов красной армии, которые шквальным огнём из пулемётов и других видов оружия уничтожали толпы голодных казахов, которые шли в города в отчаянной надежде найти там спасение от голода. Рискуя собственными жизнями и здоровьем детей, ради спасения от голодной смерти обречённых на смерть спецпереселенцев, они сознательно обделяли себя и собственных детей лишним куском хлеба и лишним глотком молока. Казахи, ради предоставления приюта для обездоленных и вынужденно оказавшихся в нищенском положении миллионов людей, выселенных из родных мест в далёкие и холодные степи Казахстана, по-доброму теснились, чтобы разделить пространство своих и без того очень скромных жилищ с пришлыми горемыками. Они поддерживали их всем чем только могли. Не взирая на национальности и вероисповедания насильственно переселённых в казахские земли представителей репрессированных народов, коренное население, тем не менее, делали для оказавшихся в большой беде людей всё, что только было возможно на тот момент сделать, чтобы спасти их от голода и холода. На свой страх и риск, казахи повсеместно помогали обречённым на смерть людям настолько, насколько им позволяли на тот момент их скромные возможности, в то непростое время и в тех сложных исторических обстоятельствах. Призванные на войну предки на фронтах с оружием в руках люто убивали тысячи и тысячи врагов, покрывая себя почестями воинской славы. Параллельно с ними оставшиеся дома старики, женщины, дети и негодные к воинской службе калеки спасали жизни миллионов людей, обречённых на смерть от голода и холода… Таковы исторические парадоксы того времени, что казахи спасли за время войны больше, чем убили. К сожалению, мы не по настоящему гордимся подвигом гуманизма, великодушия и щедрости наших предков. Мы не от чистого сердца восхищаемся и вдохновляемся великими свершениями недавнего прошлого наших праотцов. Мы всего лишь бахвалимся их благородством, которое мы сами утратили! Мы хотим номинально быть причастными к величайшим вещам, с которыми, по определению не можем даже соприкоснуться, из-за развивающейся как раковая опухоль на теле нации явлений, как вожделение, эгоизм, корысть и невежество. На сегодняшний день по-настоящему гордятся деяниями наших предков, искренне выражая им свою благодарность, поклоняясь их памяти потомки тех, кто благодаря казахам выжили… Поэтому, если у меня кто-то из вас спросит: «В чём сила, брат?», то я, без тени сомнения отвечу: «В милосердии!» И совершенно необязательно, чтобы стать мягче сердцем и добрее душой мы должны пережить чудовищный голодомор, потопить друг друга в море крови гражданской войны или стать жертвами беспощадного геноцида, подвергаться преследованиям и массовым репрессиям, или пережить техногенные катастрофы и стать жертвами природных стихий. Мы дети своих отцов, кровь от крови своих предков и носители генетического кода величайших воинов и благороднейших людей, источающих любовь, сострадание и милосердие. Надо об этом не только вспоминать по случаю неких дат в календаре, но и применять в нашей повседневности, как нашу данность. Это будет лучшим памятованием славных дел наших предков и безмолвным назиданием нашим потомкам! | |
Нравится 5 |
|
Комментарии
Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Хаджимурат
14 мая 2025 в 10:44
Айгуль
11 мая 2025 в 16:52